пятница, 15 февраля 2013 г.

канцелярия греко-униатского митрополита

Главная / Содружество / Департамент духовных дел иностранных исповеданийПубликации18.04.2012Департамент духовных дел иностранных исповеданийСергей Лукьянов, начальник кафедры ТГП Московского областного филиала Московского университета МВД России, полковник полиции, доктор юридических наукГод российской истории До середины ХVI века население Московского государства являлось относительно целостным этнически и по вероисповеданию. В результате присоединения территорий Поволжья, Урала и Сибири в число подданных московского государя вошли народы, которые исповедовали ислам и язычество. Последовала первая волна массовой иммиграции в Россию западноевропейских католиков и протестантов.  Уже в этот период на практике сложились принципы своеобразной российской веротерпимости. Они основывались на полном запрете иноверческой пропаганды среди русского православного населения с разрешением свободно проявлять свою веру представителям всех религий. Границы веротерпимости были зыбкими и нестабильными, зависели от личной точки зрения монархов на религиозные вопросы и соображений политической целесообразности. Важно отметить, что в России не ставилась задача тотальной христианизации и обращения в православие завоёванных народов. Этим Россия отличалась от стран Западной Европы, где в тот момент шли кровопролитные религиозные войны. У голштинского дипломата Адама Олеария этот факт вызвал удивление, он писал: «Не слышно, чтобы русские насильственно кого обращали в свою веру, напротив каждому они предоставляют свободу совести, хотя бы это были их подданные и рабы». Принципы веротерпимости впервые юридически были закреплены Петром I. Манифестом 16 апреля 1702 года христианским «иностранным» вероисповеданиям предоставлялась свобода публичного богослужения, а указом 1702 года закреплялись права «иноверцев» христианского исповедания на свободу веры и давались гарантии обеспечения государством этой свободы. Последующими указами Петра I запрещалось насильственное крещение мусульман и язычников. Следуя протестантской модели государственно-церковных отношений, Петр I по примеру германских князей возглавил Рижскую лютеранскую консисторию, разбирая в Риге вероисповедные вопросы протестантов Лифляндии, назначая и увольняя членов консистории и утверждая ее постановления. Этот опыт управления церковной деятельностью послужил основой проекта реформы Русской Православной церкви 1721 года, в результате которой церковь стала государственным учреждением, возглавляемым Святейшим Правительствующим Синодом, а император, ликвидировав патриаршество, сам стал главой церкви.В эпоху царствования Екатерины II под влиянием идей Просвещения в конфессиональной политике государства сложился принцип так называемой «полной терпимости», основой которого было либеральное отношение ко всем религиям. Его сущность была изложена императрицей в «Наказе, данном комиссиям о сочинении проекта нового Уложения»: «В столь великом государстве, распространяющем свое владение над столь многими народами, весьма вредный для спокойствия и безопасности граждан был бы порок – запрещение или недозволение их различных вер. Только благоразумная веротерпимость, признанная Православной верою и политикой, может привести сих заблудших овец к истинному стаду верных. Гонение человеческие умы раздражает, а дозволение верить по своему закону умягчает и самые зачерствелые сердца и отводит их от заматерелого упорства, утушая споры их, противные тишине государства и соединению граждан». В результате заселения пустующих земель переселенцами из Западной Европы, разделов Речи Посполитой, завоевания Крыма и Причерноморья, население империи пополнилось миллионами католиков, униатов, мусульман, иудеев-караимов и иудеев-талмудистов и к концу XVIII века подданными Российской империи стали представители практически всех мировых религий. Стало ясно, что ради религиозного мира в стране внутриконфессиональные и межконфессиональные отношения нужно регулировать законодательно. Это предполагало организацию отдельных административных органов для представителей отдельных конфессий по «синодальному» образцу Российской Православной церкви. В 1782 году был учрежден первый муфтиат в Уфе. С образованием Царства Польского была учреждена Римско-католическая духовная коллегия, для которой подготовлен Духовный Регламент по образцу Регламента Российской Православной церкви. Манифестом 25 июля 1810 года был создан специализированный орган управления религиозной жизнью «иноверцев» – Главное Управление духовных дел иностранных исповеданий. Создание Управления совпало по времени с деятельностью обер-прокурора Святейшего Синода князя А.Н.Голицына, который стремился «объединить последователей всевозможных религиозных учений на почве общечеловеческих нравственных задач». В 1817 году по инициативе Голицына было создано Министерство духовных дел и народного просвещения, в которое вошли Святейший Синод и Главное управление духовных дел иностранных исповеданий. Это вызвало крайне негативную реакцию со стороны православного духовенства. В результате идеи Голицына постигла неудача, положение князя усугубили его ошибки в осуществлении религиозной политики. Протестантское духовенство выступило с осуждением его проекта создания Генеральной евангелической консистории как органа управления религиозной жизнью протестантов России. Голицын разрешил ордену иезуитов учреждать в России свои учебные заведения, которые стали базами прозелитизма, в связи с чем Министерству полиции в 1816 году пришлось осуществлять секретную акцию по депортации иезуитов из страны. Неудачей закончилась и попытка Голицына решить «еврейский вопрос» путем наделения «выкрестов» казенными землями. Российское общество и власть оказались не готовы к реализации идей А.Н. Голицына, и в 1824 г Министерство духовных дел и народного просвещения было ликвидировано.Графу Д.Н. Блудову, возглавившему Главное Управление духовных дел иностранных исповеданий, удалось нейтрализовать негативные последствия деятельности Голицына, в связи с чем решением императора Николая I он был назначен министром внутренних дел, а 2 февраля 1832 года его Управление вошло в состав МВД как Департамент духовных дел иностранных исповеданий (далее – ДДДИИ). Руководство Департаментом осуществлялось директором и вице-директором, имелся постоянный штат чиновников по особым поручениям, которые собирали информацию о состоянии дел в сфере вероисповеданий в командировках в различные регионы империи. К чиновникам Департамента тогда предъявлялся ряд серьезных требований: обязательная принадлежность к православному вероисповеданию, высокий образовательный ценз, «благородное» происхождение. Среди них были, например, известный в последующем искусствовед князь В.Ф. Одоевский, будущий министр народного просвещения и внутренних дел граф Д.А. Толстой, блестящий юрист и администратор князь М.Р. Кантакузен, общественный деятель граф М. М. Сперанский. В штат Департамента зачислялись также некоторые духовные лица иностранных исповеданий в качестве постоянных или временных информаторов и консультантов. К работе Департамента привлекались видные российские ученые и специалисты. Например, чиновник Департамента по особым поручениям автор «Толкового словаря русской языка» В.И.Даль написал уникальное исследование о ритуальных убийствах в России. По поручению Департамента известный востоковед князь Э.Э. Ухтомский написал книгу «Мекка в политическом и религиозном отношении», был инициатором открытия первого в Санкт-Петербурге буддийского храма. По «мусульманскому вопросу» консультантом ДДДИИ являлся известный ученый А.К. Казем-Бек.Первым директором ДДДИИ стал Ф.Ф. Вигель, известный литератор и приятель А.С. Пушкина. В период его руководства (1832 – 1840 гг.) Департаментом были приняты меры к пресечению активного участия католического духовенства в национально-освободительном движении в Царстве Польском. 28 декабря 1832 года в Петербурге была создана Генеральная евангелическо-лютеранская консистория, управлявшая духовными делами протестантов империи. В 1836 году разработано и введено в действие Положение об управлении делами Армяно-григорианской церкви в России. В 1836 году создано Ламайское духовное правление в Астрахани, ведавшее религиозными делами калмыков. В 1835 году были определены границы оседлости для евреев-иудеев и караимов с запрещением им селиться в некоторых регионах империи и ограничением права на проживание в столицах. В пределах зоны оседлости первоначально вводилось особое управление иудейскими общинами – «выборный кагал», в 1844 году замененный непосредственным контролем ДДДИИ через губернские правления и органы полиции. В 1837 году Греко-униатская (Греко-католическая) церковь была подчинена управлению Святейшего Синода, а 12 февраля 1839 года официально соединена с Российской Православной церковью.В последующем директорами Департамента были Д.К Куницын (1840 г.), М.Г. Плисов (1840-1841 гг.), П.М. Новосильский (1841-1842 гг.), В.В. Скрипицын (1842-1855 гг.), Д.П. Хрущов (1855-1856 гг.). В этот период (40-50-е годы XIX в.) ДДДИИ принимал непосредственное участие в мероприятиях правительства по регулированию массового перехода прибалтийского крестьянства в православие, столь же массового оттока «старокрещенных» татар Поволжья в мусульманство, в репрессивных мероприятиях в отношении иудейских общин «хассидов», обвиненных в 1856 году в ритуальных убийствах. ДДДИИ сыграл немалую роль в подписании 22 июня 1847 года конкордата между Николаем I и папой Григорием XVI, по которому отношения между Российской империей и Ватиканом по вопросам деятельности Римско-католической церкви в России были в значительной степени урегулированы. В 1848 году при ДДДИИ был создан орган управления религиозной жизнью иудеев-талмудистов – Раввинская комиссия.Во второй половине XIX в. – начале XX в.) директорами ДДДИИ являлись Э.К. Сиверс (1856-1876 гг.), Н.Л. Григорьев (1876-1877 гг.), А.Н. Мосолов (1877-1882 гг., 1894-1903 гг.), М.Р. Кантакузен (1882 – 1894 гг.), М.Э. Ячевский (1904-1905 гг.). В 1880-1881 гг., когда Департамент временно был преобразован в самостоятельное ведомство – Главное управление духовных дел разных исповеданий, его возглавлял бывший министр внутренних дел Л.С.Маков, в 1883 году покончивший жизнь самоубийством. К 70-м годам XIX в. сформировались в окончательном виде внутренняя структура ДДДИИ, специфические методы и приёмы его деятельности.Структура ДДДИИ была следующей: общий отдел, который вел все делопроизводство и выполнял функцию приемной директора; секретарская часть, осуществлявшая подбор и расстановку кадров Департамента, переписку с другими ведомствами, архивную работу; счетный отдел, ведавший вопросами учета, статистики, анализа, финансово-хозяйственной деятельности, выплатами денежного содержания, пенсий, пособий, командировочных расходов; секретный отдел, осуществлявший руководство тайной деятельностью Департамента внутри страны и за ее пределами, сбор секретной информации, организацию и проведение тайных операций.Функции непосредственного руководства конфессиями выполняли: Католический отдел, ведавший делами Римско-католического духовенства и церкви; Лютеранский отдел, ведавший духовными делами всех протестантских церквей; Армяно-григорианский отдел, курировавший Армянскую апостольскую церковь; Магометанский отдел, ведавший духовными делами мусульман империи; Еврейский отдел, контролировавший вопросы духовной жизни евреев – иудеев и караимов; Буддийский и Языческий отдел, осуществлявший руководство духовными делами калмыков и бурят-ламаитов и ведавший вопросами, связанными с жизнью язычников и шаманистов на всей территории империи.Поскольку религиозно-идеологической и духовной составляющей российской государственности была православная христианская вера, государство было вынуждено «ранжировать» конфессии. Классификация иностранных вероисповеданий выглядела следующим образом: 1) признанные государством конфессии; 2) непризнанные государством, но терпимые исповедания, 3) преследуемые государством «по причине безнравственного характера» учения и секты. Особой категорией можно назвать «покровительствуемые» государством конфессии (духовенство которых получало денежное государственное содержание). Иерархия веротерпимости выстраивалась следующим образом: вслед за господствующей Православной церковью шла Евангелическо-лютеранская церковь и Евангелическо-реформатская, затем Армяно-григорианская, Армяно-католическая и Римско-католическая церковь. За христианскими «инославными» конфессиями по объему льгот и привилегий следовали «иноверные»: общины евреев-караимов, мусульман-суннитов, мусульман-шиитов, евреев-талмудистов, ламаиты (калмыки и буряты). Признанными, но лишенными привилегий являлись протестантские общины шотландских и базельских сектантов, меннонитов и баптистов, сибирские шаманисты и язычники-самоеды. Терпимыми, но не признанными законом до 1905 года были русские старообрядцы и некоторые секты. Преследуемыми на различных этапах российской истории являлись «изуверские» секты (скопцы, хлысты) и некоторые «толки» старообрядчества. В соответствии с «Уставами духовных дел иностранных исповеданий» и «Сводом учреждений и уставов управления духовными делами иностранных исповеданий, христианских и иноверных», определялся правовой статус каждой российской конфессии, ее структура, права и обязанности духовенства.Высшим органом управления Римско-католической церкви в империи являлась Римско-католическая духовная коллегия, возглавляемая митрополитом Могилевским. При коллегии состоял прокурор и канцелярия. Административно все католические приходы делились на две архиепархии – Могилевскую и Варшавскую и

Объединенная редакция МВД России :: Публикации :: Департамент духовных дел иностранных исповеданий

Комментариев нет:

Отправить комментарий